31 августа 2015

Это есть их последний и решительный бой ...


                       Министр нефти Саудовской Аравии (в центре) Фото CNN. Какие букеты — роз?

Война Саудовской Аравии и США нарастает — и становится ожесточённее.

Это война ведётся сразу на нескольких континентах и многих фронтах — от Северной Дакоты и Техаса до Аравийских пустынь. И, конечно, как и полагается, это война за нефть — за будущее этого полезного ископаемого, его будущую цену и за его место в мировых производственных цепочках.


Самой Саудовской Аравии эта война даётся очень тяжело — трещит бюджет — впервые за многие года страна вышла занять деньги на мировых рынках — около $10 миллиардов в 2015 году.

Отметим очень интересную деталь. Саудовская Аравия занимает деньги, в то время как её собственные резервы составляли в июне 2015 — $671 миллиарда долларов. Шестьсот семьдесят один миллиард, Клара, на страну в 28 миллионов жителей. Если бы у России пропорционально были такие же резервы, то они составляли бы $3.45 триллиона долларов. На самом деле они в 10 раз меньше. Почему же они занимают, а наше деланное бутылкой из-под шампанского правительство вроде бы даже гордится тем, что нам никто не даёт в долг? Потому что они умные. Занимать надо тогда, когда ты силён, могуч и богат, но думаешь, что битва будет долгой и деньги понадобятся. А не тогда, когда ты на последнем рубеже, и уже бежишь скидывать своё неликвидное монетарное золотишко за пол цены.

Так вот, Саудовская Аравия подаёт ряд сигналов, что настраиваться надо на длительный период рекордно низких цен на нефть:
(1) Впервые вышли на мировой рынок долговременных заимствований;

(2) Рекордно наращивают производство нефти и продуктов переработки — до 10.3 миллиона баррелей нефти в сутки, рекорд за 30 лет;

(3) Впервые в истории проводят резкое сокращение бюджетных расходов — рассматривается сокращение бюджета на 10%. Но и при этом, дефицит ожидается в обалденные 20% ВВП;

(4) Начались разговоры о том, что саудийский риал может быть девальвирован. Сейчас саудийская валюта жёстко привязана к доллару, и пока ожидается, что защита обменного курса будет продолжена.

В гораздо более худшем положении находится Уязвимая Пятерка (Fragile Five) — Алжир, Ливия, Ирак, Нигерия и Венесуэла. Эти страны не имеют ни саудитских резервов, ни саудитского кредитного рейтинга. В Нигерии, например, резервы валюты значительно меньше, чем даже в Российской Федерации, при значительно большей популяции — 180 миллионов человек. Правда, и тратят их нигерийские власти медленнее. В этом году нигерийская найра уже ослабела примерно на 8%, рубль двигается быстрее.

Быстрее всех идёт ко дну Венесуэла, где ситуация ухудшается по дням. Буду писать специальный пост про это, так как аналитики считают, что именно Венесуэла наиболее точный аналог относительно близкого будущего Российской Федерации.

Почему же Саудовская Аравия дерётся за низкие цены на нефть так ожесточённо? Профессионалы считают, что самый худший сценарий для саудовцев — это повышение цен до $60/баррель. При этой цене все их потери и страдания окажутся напрасными. Поскольку американская сланцевая нефтянка выживет и продолжит вытеснять их с рынка. Королевство будет делать всё возможное и невозможное, чтобы удержать цены в районе $40, так как при этой цене американские сланцевики продолжат разоряться. Но борьба будет долгой, многолетней. Первые итоги ожидаются к январю 2016, когда станет ясно сколько потеряла американская добыча с рекордов мая 2015. Снижение началось, но пока оно протекает очень медленно, а в последние два месяца число буровых установок опять стало расти.

Это есть их последний и решительный бой с более дорогими проектами — американскими сланцами, канадскими битумными песками, арктическими изысканиями ряда стран. Вместе с тем, и весь спрос на нефть сжимается: (1) Китай уже никогда не будет расти так же быстро, как в прошлом; (2) На мировой рынок выходит энергичный Иран; (3) Зелёные технологии радикально сокращают нишу применения жидких топлив.

Последнее особенно важно. Развитие таких технологий означает, что сейчас, возможно, начинается последнее или предпоследнее десятилетие нефти. Кто не сможет продать за ближайшие годы — не сможет продать уже никогда. Саудовская Аравия намерена продержаться как можно дольше любой ценой.



Source: http://verola.livejournal.com/171313.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий