05 июня 2015

$65/баррель — Кто выиграл, Кто проиграл и Надолго ли это

В экономической прессе цунами статей про нефть — (1) прогнозы, (2) факторы понижения/повышения цены; (3) победители и проигравшие. Предлагаю дайджест более чем 20 статей по теме. На развлекательной картинке исторические цены в долларах 2015, график доведён до 20 января 2015.



Прогнозы
Самые большие оптимисты роста обещают возвращение к $90 (Брент) к 2018 году. Самые большие пессимисты — падение до $55 (Брент) к 2020. В оптимистическом сценарии — медленный равномерный рост, в пессимистическом сценарии рост к осени 2015 и затем медленное равномерное снижение к $55 начиная с весны 2016.

Факторы возможного роста цены


  • Главный фактор роста —  снижение капитальных затрат при падении цены на товар. Капитальные вложения достаточно резко снизились, результаты у сланцевых фирм плохие. На NYSE (Основная площадка Нью Йорка) энергетические компании имеют самые плохие показатели по цене акций среди всех секторов экономики.

  • Другой фактор роста — ограниченность запасов сланцевой нефти в США. Никто не знает точно сколько её. Но даже по самым оптимистическим прогнозам максимум сланцевой нефти в США будет в районе 2040 года, потом стабилизация и снижение. Насколько удачной будет добыча сланцевой нефти в Китае, Австралии, Северной Африке  — предсказать пока невозможно.

Факторы возможного падения цены

  • ОПЕК теперь контролирует не 50% мировой добычи, как в 1973, а только 30%. ОПЕК не может диктовать цены и вынуждены бороться за свою долю рынка вместо борьбы за цену. Саудовская Аравия обозначила курс на рост добычи, тем более, что она теперь построила свою нефтепереработку и заливает мир не только нефтью, но и готовым топливом.

  • Цена на бензин выше $3/галлон стимулирует покупку гибридных и электрических автомобилей. Задержать их приход могут только низкие цены на бензин. Саудовская Аравия заявила, что “хочет продлить век нефти”, а для этого будет неуклонно наращивать добычу.

  • Сланцевые производители демонстрируют чудеса эффективности. Затраты снижаются, сейчас для них уже выгодно производить при $60/баррель, и ожидается, что в трёх основных районах за несколько лет эффективность будет поднята так, что $50/баррель станет “break even” ценой — ценой нулевой убыточности.

  • Иранская нефть. Все ждут, что санкции с Ирана всё-таки будут сняты и миллионы баррелей хлынут на мировой рынок.

  • Применение сланцевых технологий к старым выработанным традиционным полям. Посчитано, что применение сланцевых технологий к старым полям может привести к пересмотру извлекаемых запасов в мире на 140 миллиардов баррелей — это добавка равная нефтяным запасам России.

  • Дешевые деньги. Капиталовложения остаются весьма дешевыми в мировом хозяйстве. Вкладывать их в некуда. Поэтому хотя вложения в нефтедобычу сильно уюали в доходности, но они не уменьшатся также резко, как это произошло с крушением цен в средине 80х.

Победители — кто сильно выиграл от низких цен

  • Среди стран максимальный выигрыш — Китай, Индия, Филлипины

  • Индия в результате имеет профицит торгового балланса и ожидается, что она перекроет по темпам роста Китай в этом году

  • Среди секторов индустрии:  круизные линии, авиа компании, лесоиндустрия, пищевая индустрия — все отрасли, где затраты на топливо составляют значительную часть затрат.

  • Американские отели — американцы начинают намного больше путешествовать при низких ценах на топливо и останавливаются в отелях.

Проигравшие — кто сильно проиграл от низких цен

  • Среди стран максимальный проигрыш — Россия и Венесуэла. Для России каждый $2 падения цены это минус $10 миллиардов из годовой экспортной выручки.

  • Экономика Венесуэлы, где еще и стоимость добычи очень высокая, практически раздавлена низкими ценами. Страна на грани дефолта. Продукты в магазинах начинают отпускать по отпечаткам пальцев. Ожидается дефолт Венесуэлы в этом году, если не будет предпринято мер спасения.

  • Лагерь Социалистических Стран Южной Америки: Куба, Никарагуа, Боливия, Эквадор. Социализм там держался на субсидиях из Венесуэлы, которая больше не сможет их предоставлять.

  • Боинг и Айрбас. Запрос на их продукцию диктовался переходом к более экономичным моделямм. Сейчас это давление сильно ослабело.

  • Вертолёты Сикорского сокращают более тысячи рабочих. Спрос на вертолёты во многом определяются нефтянными компаниями, которые сейчас резко сокращают расходы.

  • Мировая стальная индустрия (US Steel, Evraz)  Запрос на трубный прокат существенно определялся нефтяной индустрией, где имеет место резкое сокращение всех расходов.

Выводы: Превалирующие мнение гласит, что $65 за баррель — ЭТО ПОТОЛОК мировых цен на нефть на многие годы, а не ПОЛ, как ещё недавно думали экономисты. Это приведёт к значительным изменениям во многих отраслях мирового хозяйства, ускоренному росту Индии и Китая, стимулированию экономики США и замедлению введения в обиход электрических и гибридных автомобилей.

Source: http://verola.livejournal.com/115314.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий