07 ноября 2015

Серия боги и короли: Император Третьего Мира


Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Еккл. 1:10

«Путин – это Муссолини», - говорят одни. «Нет, Путин – это Сталин», - утверждают другие. Третьи ничего не говорят, а если приставать к ним с расспросами, называют второ-четвертого президента Российской Федерации короткими и ёмкими словами на разные буквы алфавита, не особо заморачиваясь анализом его поступков.

Само по себе желание найти аналог правителю нынешней России понятно – человеческий мозг так устроен, что во всем ищет закономерности, и в любом незнакомом пытается найти знакомое. Но все эти сравнения мимо – товарищ П. герой совсем иных времен, и чтобы найти ближайший более-менее подходящий аналог необходимо рыть куда глубже. До Римской империи первого века нашей эры.

Собственно, «питерские казаки», изваявшие пластикового Путина в виде Цезаря (фото), общую идею уловили правильно, но вот реализовали слабо (как, впрочем, всегда и бывает у подобных персонажей). И обоснование не задалось, вот это мы сейчас поправим.


Вот он — как живой.
Итак, исторической личностью, наиболее схожей с П., является вовсе не Гай Юлий Цезарь (который, кстати, и императором-то не был), не Октавиан Август (основатель Римской Империи), и даже не Луций Элий Аврелий Коммод (один из самых худших императоров Рима).

Нет, ближайшим аналогом в нашем случае будет Гай Цезарь Август Германик, Великий понтифик, четырежды консул, император, наделённый властью трибуна четыре раза, Отец отечества – самый известный (благодаря кинематографу, конечно же) римский император, по прозвищу «Калигула» (лат. Caligula – сапожок).


Сходство
1. Калигула родился в Анции, трудные детство и юность провел там же, воспитывался среди легионеров в военном лагере. Рим Калигула не любил, и даже собирался перенести столицу в родной Анций.
П. родился в Питере, и детство у него было тяжёлое. Москву он не особо любит (тем, кто сомневается – достаточно посмотреть на то, что делает с Москвой любимая путинская жена – когалымский гастарбайтер), разговоры о переносе столицы периодически возникают, а Конституционный суд, например, в Питер уже переехал.

2. Власть Калигула получить во многом благодаря интригам префекта Макрона, который был тот еще тип, уговорившего престарелого Тиберия назначить Калигулу наследником.
Товарищу П. власть досталась тоже не без помощи человека, который по степени влиятельности ничуть не уступал Квинту Невию Корду Суторию Макрону, а по интриганству даже, пожалуй, превосходил его.

3. Вскоре после получения Калигулой титула принцепса — в имперский период в Риме титул «Принцепс Сената» обозначал почти полную единоличную власть — Макрон был арестован по подозрению в заговоре, и покончил жизнь самоубийством. А про человека, обеспечившего восхождение Путина, вы и так все знаете – эмиграция, ванная комната, шарф...

4. До получения верховной власти Калигула изображал скромного тихоню и всячески избегал демонстрировать какие-либо негативные эмоции - «…многие хитростью или силой пытались выманить у него выражения недовольства, но ни разу не поддался он искушению…», «…все, что приходилось терпеть ему самому, он сносил с таким невероятным притворством, что по справедливости о нем было сказано: не было на свете лучшего раба и худшего государя».

5. Начало правления Калигулы было отмечено всенародными празднествами. Опять из Светония: «Ликование в народе было такое, что за ближайших три неполных месяца было, говорят, зарезано больше, чем сто шестьдесят тысяч жертвенных животных. Когда через несколько дней он отправился на кампанские острова, все приносили обеты за его возвращение, не упуская самого малого случая выразить тревогу и заботу о его благополучии. Когда он было захворал, люди ночами напролет толпились вокруг Палатина; были и такие, которые давали письменные клятвы биться насмерть ради выздоровления больного или отдать за него свою жизнь».
Ничего не напоминает? Например, внезапный приступ вспухшей гордости за страну и её правителя, случившийся через почти две тысячи лет совсем в другом месте, совсем с другими людьми? Что, кстати, ещё раз доказывает – людская масса всегда и везде одинакова, и все эти разговоры о «рабском сознании» того или иного народа – просто фуфло.

6. Калигула в первое время пребывания на императорском троне объявил амнистию, снизил налоги, расплатился по долгам предыдущих императоров, провел судебную реформу и попытался восстановить народные собрания.
Путин по пришествии к власти тоже проводил реформы, по его инициативе были объявлены амнистии (в 2001, 2003, 2005 годах), и обещал помочь малому предпринимательству (помните эту его фразу о памятнике, который нужно поставить людям, занимающимся бизнесом в России?). Долги предыдущих генсеков-президентов он тоже заплатил. Такие лапочки оба, прям ми-ми-ми. Вскоре, вся эта забота о государстве закончилась, что у одного, что у другого.

7. Воевать оба совершенно не умели, и военные кампании обоих персонажей заканчивались ничем – что поход на Британию у Калигулы, что Вторая Чеченская (и все остальные ) у Путина. Зато отчеты о победе писали так, как будто друг у друга списывали.

8. Оба создали массу марионеточных псевдогосударств на окраинах империи – Фракию, Южную Осетию, Малую Армению, Понт, ЛНР/ДНР. Кто какое создал — догадаетесь сами.

9. Калигула отличался странными, даже по тем временам, вкусами в одежде – «Одежда, обувь и остальной его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и просто мужчины и даже человека. Часто он выходил к народу в цветных, шитых жемчугом накидках, с рукавами и запястьями, иногда в шелках и женских покрывалах, обутый то в сандалии или котурны, то в солдатские сапоги, а то и в женские туфли» (Светоний).
Товарищ П. любит наряжаться и переодеваться – то вдруг в форму офицера флота, то в водолазный костюм, а то и вовсе — с голым торсом. А глядя на фото путинских штанов, невольно задумываешься, что котурнов ему как раз и не хватает. Светоний: «…однажды за полночь он вызвал во дворец трех сенаторов консульского звания, рассадил их на сцене, трепещущих в ожидании самого страшного, а потом вдруг выбежал к ним под звуки флейт и трещоток, в женском покрывале и тунике до пят, проплясал танец и ушел».
Тут П. своего аналога переплюнул – летать с журавлями по небу, это тебе не перед сенаторами в женском платье плясать посреди ночи. Это круче. Хотя суть та же – пристрастие к экстравагантным поступкам, выглядящим безумными.

10. «Столь же мало уважения и кротости выказывал он и к сенаторам: некоторых, занимавших самые высокие должности, облаченных в тоги, он заставлял бежать за своей колесницей по нескольку миль, а за обедом стоять у его ложа в изголовье или в ногах, подпоясавшись полотном».
Собственно, к сенаторам (и к губернаторам, и к министрам) П. относится так же. За колесницей их не заставляют бегать (хотя, кто знает), но просидеть часов 5-7 в приемной, в ожидании – запросто.

11. Калигула строил «галеры с жемчужной кормой, с разноцветными парусами, с огромными купальнями, портиками, пиршественными покоями, даже с виноградниками и плодовыми садами всякого рода», роскошные загородные дома и виллы. И товарищ П. приобретает роскошные яхты и дворцы за миллиарды.

12. Список этот можно продолжать ещё долго, и упомянуть борьбу с заговорщиками и «пятой колонной», поиск предателей и шпионов, преследование людей по политическим мотивам, развал судебной системы, превращение Сената из законодательного органа в бордель, дружбу со всякого рода отщепенцами и многое другое. Но изложенного достаточно.

Так что, Путин не Сталин, не Муссолини, и даже не Брежнев, с которым его тоже часто сравнивают. Товарищ П. есть самый настоящий римский император – Рекс Потестас Путиус Калвуc (REX POTESTAS PUTIUS CALVUS).


Различия
«Нифига», — скажете, — Путину до Калигулы пока далеко. Людей не казнит, не убивает собственноручно, львам на съеденье не бросает. И в разврате особом не замечен. Но мы ведь проводим аналогии, а не ищем идеальной идентичности. Да и Российская Федерация 21-го века не слишком-то похожа на Римскую империю 1-го.

В общем, какая страна, такой и правитель. У нас же третья копия Третьего Рима – и император — дешевый дженерик, выпущенный по лицензии страны первого мира аборигенами третьего, из китайского сырья, с непредсказуемыми побочными эффектами. Поэтому между нашими героями есть и различия. И самое главное из них состоит в том, что Гай Калигула давно уже мёртв, а Рекс Потестас пока нет.

Умер Калигула не своей смертью (что не удивительно) – когда он окончательно залюбил ближайшее окружение своими выходками, дойдя до того, что назвал себя Богом — против него был составлен заговор с целью устранения его от власти. Времена тогда были жестокие, потому и отстранение от власти происходило единственным способом – отстранением от жизни. По традиции, заведенной еще во времена тезки Калигулы, Гая Юлия Цезаря, императора просто зарезали ножами. Некоторые источники говорят о более чем тридцати ударах. Вместе с Калигулой были убиты его жена Цезония и дочь Юлия Друзилла.

Времена изменились, нравы смягчились, и потому ничего такого страшного П. не ожидает. Максимум, что грозит – отставка «по состоянию здоровья», переезд на подмосковную дачу и тихое доживание. Оно и к лучшему.

Есть и другие отличия. Гай Калигула был куда более деятельным человеком и за неполные четыре года своего правления — всего-то — успел натворить куда больше, чем наш Потестас Калвус за все пятнадцать.

Нефть в те времена особым спросом не пользовалась, поэтому Калигуле приходилось быть изобретательным в способах добывания денег – торговать римским гражданством, вводить новые секретные налоги, и просто-напросто травить своих подданных, а после их смерти объявлять себя наследником. Рекс Потестас до такого (пока) не дошел.


И последнее отличие...
На смену Калигуле пришел его родной дядюшка – Тиберий Клавдий Друз. При жизни Калигулы Клавдий был формально его соправителем – консулом, и иногда заменял Калигулу на различных празднествах. При дворе, в Сенате, да и в народе, Клавдия все считали идиотом, всячески издеваясь над ним при каждом удобном случае.

После убийства Калигулы Клавдий был напуган, однако, солдаты, оттащившие его в свой лагерь, вовсе не собирались его убивать. Консулы и Сенат собирались провозгласить возврат к республике, однако никак не могли договориться о деталях. В этот момент Клавдий пообещал преторианцам выплатить по 15 тысяч сестерциев каждому и, фактически, купил себе императорский титул. Спорить с солдатами сенаторы не рискнули, народ, вроде как, тоже не был против.

И к удивлению многих, в качестве правителя Клавдий оказался не только лучше Калигулы, что было совсем не сложно, но и лучше многих других, что были до него и после. Занимался он совершенствованием судебной системы, сочинением законов, строительством водопроводов и водостоков, дорог, каналов и портов (никаких вилл и дворцов). И, не смотря на многие глупости, сказанные и сделанные во время своего правления, после смерти Клавдий получил титул «божественного», а некоторые из его законов действовали спустя даже сотню лет после его смерти.


Очевидно, что такого человека в окружении товарища П. пока не просматривается...
Хотя…подождите? Близкий к императору, специализирующийся на юриспруденции, изредка исполняющий обязанности верховного правителя? Формально второй человек в государстве, над которым все потешаются? Которого считают никчемным, глупым и бесполезным?  O, shit...


Source: http://verola.livejournal.com/209157.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий