25 ноября 2015

Великий день для космоса, и два урока этого достижения

Исторический день. На видео вертикальная посадка ракеты на космодром с высоты в 105 км. По значению это сравнимо только с первым спутником, полётом Гагарина, высадкой на Луну, первым полётом Шаттла, и превышает многие из них. Сейчас объясню почему.



Представьте себе, что доехав куда-нибудь на машине, вы в конечной точке берёте кувалду и превращаете свой автомобиль в груду смятого металлолома. А когда надо в следующий опять ехать — приобретаете новый автомобиль. При этой системе, использование машин было бы очень дорогостоящим удовольствием. Сейчас плата износ машины и топливо — при одноразовой цена поездки увеличивается минимум в 200 раз: вместо 4000 р за заправку (мы ещё канистры в багажник брали), вы тратите 800,000р на машину.

При выходе в космос стоимость горючего больше, там это соотношение 1:100. 100 — ракета, которая сгорает, падая после вывода полезной нагрузки, а 1 — топливо в этой ракете. Но только эти 100, это $100 миллионов долларов, как минимум. Или гораздо дороже. Запуск Delta IV, например, $435,000,000, и стоимость самого ракетоносителя огромная часть этой цены. А если бы удалось возвращать на землю отработавшие ступени системы запуска и использовать их повторно десятки раз? Тогда стоимость запуска сократилась бы в эти десятки раз, минус стоимость топлива и подготовки к новому пуску. Залить баки, помыть лобовое стекло и вперёд.

Запуск корабля Blue Origin (компания Джеффа Безоса) продемонстрировал возможность возвращение носителя и вертикальной посадки на космодром с суборбитального полёта на высоте 100 км — это примерно момент отделения первой ступени. Это пока ещё не всё. Нужно сделать это на более мощных ракетах. Но за один раз достигнуто невероятно много: возвращение с разгона до 4М, при сильнейших ветрах на средних высотах, идеальное приземление.

Два урока у этой истории:

Насколько безумно важна конкуренция. Уже несколько лет, с 2013, подобную посадку пытался проделать SpaceX Маска. Там было достигнуто великое множество промежуточных результатов, но посторонних наблюдателей, таких как я, мучило несколько вопросов. Например, зачем Маск пытается садиться на плавучую платформу? Создавая себе кучу дополнительных проблем? И оказывается, да. Ничего это не нужно, от слова совсем. Ни промежуточные полёты на 1 км, ни плавучая платформа. И даже отделяемую полезную нагрузку можно испытать в том же, первом же полёте. Ход, шах, мат. [Объяснение с платформой мне читатели дали. Маск решал более сложную задача. Попытка вернуть первую ступень из реального полёта, а где траектория вся над водой по условиям космодрома и заданной орбиты. Всё равно (радикально) не согласна, но сейчас спорить не буду. Тут не место.]

Насколько разные бывают миллиардеры. Удивительно американцам везёт на их миллиардеров. Гейтс создал огромной фонд для исследований по медицине и Баффета туда завлёк. Супруги Брод создали несколько институтов для математиков, космологов, генетиков на обоих побережьях. Маск и Безос, каждый, по космической компании с возможностями, которые уже больше, чем у государственной НАСА. Саймон создал целую грантовую систему для математиков и биологов. У российских миллиардеров достижений резко меньше — только эта странная ежегодная премия, больше похожая на самопиар. И, уж простите меня, присуждения уже в этом году были глуповатыми. Ну это ладно.

А вот будущее космоса вчера изменилось. Если выход на низкую орбиты подешевеет в 100 или даже в 20 раз, можно будет запускать и в ближний и в дальний космос совсем другие нагрузки. Космос становится настолько же доступным насколько материки стали с изобретением автомобилей.

Последствия этого будут огромны. Пока даже трудно всё предвидеть — совершенно новая эра.


Source: http://verola.livejournal.com/224630.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий