20 августа 2016

Вера Кичанова об Украине



В этом году в Украине положительный рост ВВП после 2 лет жесточайшего кризиса. Украина перевалила через критический перевал! Это и весело, и немного грустно.

Рост будет очень медленным, может быть, даже более медленным, чем падение российской экономики. Это будет медленно. Принимая во внимание неравные стартовые условия, потребуется 10, а то и 20 лет, чтобы в России народ (особенно Любители дешёвого бензина) увидел(и) для себя ясно — да, Украина выбрала верный путь. А через 10-20 лет спасать в России будет уже нечего.

Но украинцам есть, чем гордится. Там бурлит невероятно интересная жизнь. Сегодня печатаю заметки великолепной Веры Кичановой (первая часть).


Кому мешал Ленин?

Мой отец вырос в Павлограде, русскоязычном шахтерском городке на сто тысяч жителей в Днепропетровской области. Там живут мои бабушка с дедушкой, и каждый раз, когда я навещала их, казалось, что время в городе остановилось: их соседи смотрели российские телепередачи и вздыхали по Советскому Союзу, а единственной достопримечательностью оставался памятник Ленину. Каково же было мое удивление, когда, приехав к ним в гости после долгого перерыва, я обнаружила на месте Ленина пустой постамент. А в краеведческом музее — экспозицию об участии павлоградцев в Евромайдане и в боях на востоке страны.

Очевидно, выбор языка и выбор ценностей находятся в разной плоскости. Павлоградцы по-прежнему говорят по-русски, пишут вывески на русском и рады гостям из Москвы, — но быть частью Европы они хотят не меньше. «Соблюдай порядок в подъезде! У нас культура европейцев», — такой трогательный призыв повесил кто-то в доме моей бабушки. Миф о двух Украинах: западной, которая одной ногой в Европе, и восточной, которая все еще жаждет строить коммунизм, не пережил первой же поездки за пределы Киева.


Бизнес-Майдан

В повседневной жизни «совок» иногда дает о себе знать. К предпринимателям в Украине, как и в России, многие по-прежнему относятся как к врагам народа. Хотя в Киеве невозможно за ночь сравнять с землей сотни торговых точек, как это произошло недавно в Москве, мэр города Виталий Кличко накануне выборов набирает себе очки борьбой с уличными торговцами.

Но украинские предприниматели защищаются. «Мы не воруем, а зарабатываем!» — с такими лозунгами к киевской горадминистрации вышли десятки «розовых улиток», популярных в городе мобильных кофеен. Эта готовность защищать свое пространство существовала задолго до последней революции: еще в 2010 году тут победил «Налоговый Майдан», заставив самого Януковича наложить вето на Налоговый кодекс.

Местные урбанисты не просят у мэра денег на лавочки, а сами «оккупируют» пустырь, высаживают там цветы и строят сцену для джазовых фестивалей. Это было бы недостаточным поводом для радости, если бы того же подхода не придерживались в администрации города.

«Смогла бы бюрократическая машина города сделать такое? — рассуждает и.о. главного архитектора Киева Анна Бондарь. — Конечно нет». Зато город, говорит она, может создать площадку для диалога, может предложить бизнесу реинвестировать их налоги в их же район, и уходить в тень станет не нужно. Роль городских властей, по мнению Бондарь, — установить честные и прозрачные правила игры, а бизнесу «надо просто не мешать».


Страна волонтеров

Команда EasyBusiness — два десятка молодых юристов, которые через Кабмин и Раду пытаются снизить барьеры, мешающие украинскому бизнесу. Большая часть из них окончили западные вузы, вернулись в Украину после Евромайдана и работают здесь за копейки, а многие вообще «за идею». Их стараниями в стране вдвое уменьшили число видов бизнеса, для которых необходима лицензия, сократили срок регистрации фирмы с двадцати дней до двух и отменили монопольный статус ряда компаний.

Подобные энтузиасты, наверно, составляют основной капитал самой бедной на сегодня страны в Европе. Многим из тех, кто сочувствовал украинской революции, кажется, что Майдан «слили». Но лишь до тех пор, пока они сами не начинают участвовать в реформах снизу. Кто-то становится советником министра на общественных началах, помогает писать законы или присоединяется к аттестационной комиссии, чтобы задавать неудобные вопросы бывшим милиционерам и решать, кто из них станет полицейским.

«Ни в Литве, ни в Великобритании я не видел столько влиятельных гражданских организаций, как в Украине, — признается 30-летний помощник министра экономики литовец Дариус Тамаускас. — Их помощь для страны огромна. Без их экспертной работы министерства не подготовили бы всю эту аналитику». Два года назад он работал финансовым аналитиком в Лондоне, следил за событиями Майдана по BBC и не подозревал, что его следующий офис будет на улице Грушевского. Его задача в министерстве — вести переговоры со Всемирным банком и другими международными донорами.


Опрос #2052227


Source: http://verola.livejournal.com/487376.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий