06 декабря 2015

Чайки кружат над скелетом Левиафана



А вам хочется пересмотреть "Левиафан"?  Мне вот вдруг сильно-сильно захотелось. Про фильм надо подумать несколько месяцев, чтобы он устоялся, лёг на душу. "Тебя первую поведут на плаху, прокурятина" — говорит мэр. Но не из-за сюжета, который вдруг стал актуальным каждой буквой хочется пересмореть фильм. Нет, из-за чего-то другого. Вот, одну вещь поняла. Эту фильму удаётся цеплять за ледяной ужас, несмотря на то, что когда начинаешь смотреть "знаешь уже, чем дело кончится", но всё-таки он достаёт до настоящего ледяного ужаса. Такого, который чувствуешь, только смотря в лица Чаек.

Лефиафан — три слоя ужаса, трагедии, холодного ветра сплавлены в единое целое. Первый — неизбежная трагедия любой жизни. Мы смертны, этого не изменишь, а иногда ещё лишены любви, что близко к смерти, а то и хуже её. Это идёт ледяной нитью в видео о Лии, который Николай смотрит на телефоне, в памяти о первой жене Николая, в разбитой на куски жизни самой Лии — "Я люблю тебя" говорит Николай и смертельный ответ Лии — "Я знаю". Она поливает цветы на окне, смотря в Белое море, и это единственный момент, когда становится тепло, когда есть надежда на что-то. Цветы на окошке — единственный кусочек тепла, который есть за все два часа картины.

Эти цветы сметает ковш экскаватора, когда стены домика прогибаются внутрь.

Вторая — те страшные колодцы, которых здесь через край. Герои идут между ними с первого и до последнего кадра. Страшно оскорбляет Лию её приёмный сын Рома. Бессильно сидит с винтовкой Николай, который чудом не выбежал с ней бить влёт мэра. Со смертью играют ребята на скользких камнях водопада над вертикальным обрывом. С Калашниковым наперевес бежит пьяный ГБДДшник смотреть, как "чужой дядя тетю Лию душит", и звучит очередь. Герои всё время в одном шаге от чего-то страшного, от того, чтобы ударить друг друга в лицо, а не верит здесь никто и никому, даже мужу или подруге.

И наконец — Лефиафан — жизнь под Крёстным Отцом. Ты можешь жить пока чего-то не захочет кто-то над тобой. Лицемерная ложь и "глаза в стол"(С). А наглость победителя в секунду сменяется липким страхом, когда он вспоминает, что те, кто выше, могут сделать то же самое с ним. Удалось бы героям распутать своё, если бы не было Отца на портретике? Вряд ли. Здесь это лицо просто факт, такой же ледяной и твердый, как дорога в –20C. Это часть ледяной пустыни, где всё проверяется и ломается быстрее, а поэтому легче показать то, что вечно.

Левиафан про любую жизнь, в любой стране  — а оттого, что это показано тут, всё просто становится и быстее, и острее и неизбежнее.

Да разве могут дети юга,
Где розы блещут в декабре,
Где не разыщешь слова «вьюга»
Ни в памяти, ни в словаре,
 Да разве там, где небо сине
И не слиняет ни на час,
Где испокон веков поныне
Всё то же лето тешит глаз,
 Да разве им хоть так, хоть вкратце,
Хоть на минуту, хоть во сне,
Хоть ненароком догадаться,
Что значит думать о весне,
 Что значит в мартовские стужи,
Когда отчаянье берёт,
Всё ждать и ждать, как неуклюже
Зашевелится грузный лёд.
 А мы такие зимы знали,
Вжились в такие холода,
Что даже не было печали,
Но только гордость и беда.
И в крепкой, ледяной обиде,
Сухой пургой ослеплены,
Мы видели, уже не видя,
Глаза зелёные весны.





Очень интересно Звягинцев объяснил один из самых загадочных моментов фильма: Смерть Лили — это самоубийство?

... Я никому не отвечаю на этот вопрос, потому что внутри кинотекста достаточно пищи и для версии о заказном убийстве, и, конечно, для версии о самоубийстве.

leviafan
А приятно их видеть вместе — Лию и Дмитрия — таких живых и обнимающихся...

Опрос #2029931

Source: http://verola.livejournal.com/237339.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий