09 декабря 2015

Чем хуже, тем лучше — хреновая позиция по будущему России. Часть 1.



Россия на пороге огромных испытаний.. Свершилось — WTI, техасская нефть пробила гранитную стену $40 и рванула вниз по ступеням, за ней, отставая всё меньше, несётся Брент. Консенсус экономистов — если это продержится несколько месяцев, что совсем не исключено, то Россия испытает повторный экономический шок огромной силы.

Хуже другое — большинство экономистов, хотя не все, считают, что у правящего в России режима подошли к концу запасные ресурсы, и на этот раз последствия этого шока для граждан будут серьёзнее, чем в 2009 году или весной 2015. Эта информация важная, надо быть готовым ко всем вариантам развития событий. Хотя реакция части публики меня искренне удивляет.



Просматривая посты и комментарии в соцсетях, всё чаще натыкаешься на что-то вроде «Больше ада!», «Господь, жги! Здесь уже ничего не исправишь», «Скорее бы нефть по $25», и тому подобное. Короче, чем хуже, тем лучше.

С одной стороны, появление и рост подобных настроений вполне понятны – поводов для оптимизма в последнее время не видно (хотя это и не так, просто видят их не все). С другой – «чем хуже, тем лучше», она, как бы это сказать помягче… Хреновая, вот самый подходящий для нее эпитет.

Создаётся впечатление, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, просто не задумываются ни о том, что в действительности произойдет, если все их мечтания реализуются, ни о том, как они, отстаивая свои взгляды, выглядят со стороны.

Предположим, что "мечта" сбылась, нефть по $10, в России раздрай и хаос, бюрократы в панике, олигархи в панике, дикая инфляция и дефицит всего, население в полной нищете.

Первое, что необходимо отметить: хуже будет всем. Вообще всем, а не только правящему режиму. Причем до бюрократов это «хуже» дойдет в последнюю очередь, и, перефразируя известную поговорку, можно сказать «Пока олигарх сохнет, пенсионер сдохнет». Ну, в самом деле, что такое для условного Ковальчука/Сечина/Миллера получить на $100 миллионов меньше, чем он рассчитывал, если у него в условной Швейцарии заныкано $2-3 миллиарда? Да, очередной остров в Тихом океане ему уже не купить, но на жизнь хватит. А что ждет обычного пенсионера в случае резкого повышения цен на 100%? Медленная смерть от голода, и больше ничего.

Если вы думаете, что именно вас всё это не заденет, вы ошибаетесь. В стране слишком много государства и слишком многое завязано на доходы от экспорта, включая и строительство, и ЖКХ, и даже, блин, науку и культуру. Каким бы чахлым ни было бюджетное финансирование этих отраслей, в случае полномасштабного пи•••ца не станет и такого.

Все, кто кормился от сырьевой ренты, будут выкинуты на мороз, со всеми вытекающими последствиями, включая ту же голодную смерть. Очевидно, что реальные доходы тех, кто не был связан с «нефтяными деньгами», тоже резко сократятся, ведь потребителей-то у них станет меньше, если они вообще останутся. Кому будут нужны стрижка/маникюр/новый телевизор, если дома жрать нечего?

Можно, конечно, возразить на это, что, дескать, народ в этом случае возьмется за ум, начнет протестовать, а там и до революции не далеко.

Господа, это вы классиков марксизма-ленинизма начитались. Это они кормили всех желающих побасенками о том, как «доведённый до отчаянья народ берется за оружие и свергает своих угнетателей» (и сейчас их идейные наследники кормят таким же). В жизни так не бывает. Голодный человек не думает о том, как свергнуть правительство, доведшее его до такой жизни. Голодный думает о том, где взять еды для себя и своей семьи.

Для протеста нужен ресурс, и поэтому, скажем, какой-нибудь работяга, отпахавший у станка/за баранкой/в обнимку с лопатой две смены подряд (деньги-то нужны), не пойдет протестовать на площадь. Не сможет он, просто физически, даже если очень сильно захочет.

Кроме того, революции не возникают стихийно, из ниоткуда. В такое только товарищ Кунгуров может верить, что никто в 1917 году революции не хотел, а она всё равно случилась. Для любого протеста всегда есть причины внутри страны, и любой протест всегда начинается с объединения граждан. После событий 1905-го года большевики более 10-ти лет (десяти, Степан!) вели пропагандистскую работу среди самых пассионарно настроенных слоев – рабочих, солдат и матросов, и к началу 1917-го у них были десятки тысяч активных членов и сотни тысяч сочувствующих по всей стране. Есть такое в современной России?

И что самое раздражающее – в адрес тех немногих людей в России, которые хоть что-то делают в этом направлении — объединение граждан и создание основы для нормального гражданского общества — постоянно раздается что-то типа «это просто пиар/они просто хотят получить власть/это провокация кремлядей».

И вот это "раздающееся" — гарантия того, что всё на самом деле будет плохо. И мы будем в этом виноваты ничуть не меньше кремлядей.

Вторая часть здесь


Source: http://verola.livejournal.com/239836.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий